Улыбнись
Два дворовых пса внимательно следят за пушистой болонкой.
- Красавица! - вздыхает один.
- Не то слово, видел бы ты ее мокрой - не фигура, а загляденье!
***
Один мужик выгуливает здоровую собаку. К нему подходит другой и спрашивает:
- А у вашей собаки есть генетическое дерево?
- А зачем? Он пользуется любым.
Собаки в живописи

Уже в древности собака –  верный спутник в жизни человека. Примерно 4500 лет до н.э. собак изображали в наскальной живописи, но представляли их совершенно непохожими ни на одну современную породу собак. Только в живописи Древнего Египта мы можем заметить знакомые черты наших четвероногих друзей.

В римской империи собака становится в полном смысле незаменимым домашним животным и компаньоном: стережёт имущество и помогает на охоте, исполняет любой приказ хозяина, верна и предана.

На долгое время, вплоть до Средневековья художники будто забывают о существовании собак, и те лишь изредка «забегают» на их полотна. Вполне возможно, виной этому послужило отрицательное представление о собаках, проявляющих агрессию, изголодавших, пожирающих падаль. У мусульман собака считалась нечистым животным, являлась символом смерти и зла. Однако у большинства людей отношение к собаке стало постепенно меняться: всё-таки долгое сотрудничество на охоте не могло не сказаться, она вновь замелькала на картинах и гравюрах, правда, чаще всего в своре. Художники любили изображать сцены охоты королей в сопровождении нескольких собак, хотя в действительности численность королевских стай порой достигала 1000 животных. Несмотря на то, что живопись стала намного реалистичней, далеко не всегда можно догадаться, собака какой породы послужила моделью художнику. Возможно, это были помеси. Каждый тип собак имел спою специализацию. Гончие псы использовались только для нахождения и преследования зверя. Относящиеся к ним породы схожи по внешнему виду и отличались главным образом окрасом: чёрные собаки св. Губерта, белые королевские гончие, бретонские багряные гриффоны и серые гриффоны Людовика Святого. По названиям можно судить об их происхождении. Легавые участвовали в соколиной охоте, до изобретения огнестрельного оружия их использовали для охоты с сетью.

В конце Средневековья на живописных полотнах собака уже представлена другом человека (собака-компаньон). Небольшие по сравнению с охотничьими псами левретки и прочие карликовые собаки ластятся к своим хозяйкам, развлекают их, нежатся у ног или на коленях, благосклонно принимая от человека проявления нежности и любви. Вот уж действительно, на изображения собак художники Ренессанса не скупились! Каких только их не увидишь на картинах XVI века: от крошечных живых игрушек благородных дам и девиц и изящных левреток до более внушительных размеров псов, сопровождающих господина. Собака и человек становятся ближе друг к другу. Типичная сцена того времени: устроившись в ногах собравшихся на пир гостей, собака уплетает объедки с праздничного стола. Отныне к собаке относятся как к настоящему товарищу, и художники всех стран наперебой рисуют её.

Начиная с XVII века, количество пород значительно возрастает, что опять-таки, во всяком случае, вначале, было связано с охотничьей деятельностью: разнообразие дичи и способов охоты на неё влекло за собой и необходимость специализации собак. Тем не менее, к концу века интерес к охотничьим собакам несколько угас, что привело к появлению более мелких собак, таких, например, как кинг-чарлз-спаниель, полюбившийся сильным мира сего. Со временем любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна или, по крайней мере, помещали их на видное место. А отдельные художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, т.е. стали анималистами, например, Франсуа Депорт (1661 - 1743), официальный художник Людовика XIV, Пауль де Вос (1595- 1678), Жан-Батист Удри (1686- 1755). Поражает реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно срисованы с натуры. Порой даже кажется, что иные картины были специально созданы для увековечения памяти животного. В XIX — XX веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сентиментальности. Любовь к животным со стороны художников и всего общества растет из года в год. Последователи же абстрактного искусства стали воспринимать собаку скорее как некий символ, и определить породу животного, но их полотнам не представляется возможным. Так или иначе, собака была и остаётся неиссякаемым источником радости и вдохновения для всех мастеров живописи.

Поиск
Мы ВКонтакте